«Не валяйте дурака», господин Мантуров!

829     0
«Не валяйте дурака», господин Мантуров!
«Не валяйте дурака», господин Мантуров!
Владимир Путин на недавнем правительственном совещании раскритиковал вице-премьера и министра промышленности Дениса Мантурова, заявив, что тот, вместо заключения госконтрактов с российскими предприятиями на строительство воздушных судов, «валяет дурака».
 
При этом Мантуров вступил в полемику с президентом, доказывая, что «все сверстано с учетом испытаний, сертификации и программы импортозамещения». Однако глава государства сослался на собственные источники, в том числе, директоров предприятий, жалующихся на отсутствие контрактов, и потребовал у вице-премьера сделать все в месячный срок. Между тем, финансы на развитие отечественного авиапрома выделяются колоссальные: по словам самого Мантурова, в 2023-2025 гг. «Аэрофлот» должен получить более 90 самолетов - импортозамещенных «Суперджетов», МС-21 и Ту-214; на реализацию соответствующей программы из Фонда национального благосостояния выделят 175 млрд рублей.
 
Еще в конце прошлого года должны были быть заключены первые «твердые» контракты на предмет поставок «Аэрофлоту» до 2030 года 339 самолетов отечественного производства: стоимость соглашения оценивалась более чем в 1 трлн рублей. Ранее выговор от Путина получил глава «Ростеха» Сергей Чемезов: президент охарактеризовал результаты деятельности госкорпорации как «скромные».
Между тем, ее глава, так же, как и Мантуров, отвечающий за развитие российского авиапрома, высказал сомнение в возможности «тотального импортозамещения». Сам вице-премьер неоднократно заявлял о том, что к 2030 году каждый второй самолет «Аэрофлота» будет произведен в России. В частности, порядка 130 млрд рублей направят на реализацию масштабного проекта – самолета Superjet New, импортозамещающей версии скандально известного Sukhoi Superjet-100, из-за количества аварий со смертельным исходом прозванного «летающим гробом».
 
Вот только вместо решения проблемы госконтрактов, Чемезов и Мантуров могут быть гораздо больше озабочены вопросом увеличения личного благосостояния. Известно, например, что у их семейств до недавнего времени были даже общие коммерческие структуры, такие, как аффилированная с офшорами компания «Финансовые системы», принадлежавшая матери вице-премьера Тамаре Мантуровой и сыну главы «Ростеха» Станиславу Чемезову, а также ее «дочка» АО «Жемчужина» – застройщик элитного ЖК «Fellini» в Геленджике.
 

Контрактов нет, а Мантуров «валяет дурака»

В ходе недавнего правительственного совещания Владимир Путин резко отчитал вице-премьера и министра промышленности Дениса Мантурова. Причиной президентского недовольства стала задержка с заключением госконтрактов на строительство российскими предприятиями воздушных судов. Правда, Мантуров пытался возражать, доказывая, что работа кипит и по линии Минобороны, и по линии гражданской авиации. Дескать «все сверстано с учетом испытаний, сертификации и программы импортозамещения».

У президента, однако, оказались собственные источники информации:

«У вас сверстано, но контрактов – нет. Я же вам говорю. Чего мы тут с вами пикироваться будем. Я знаю, что контрактов нет на предприятиях... Ну чего вы в самом деле дурака-то валяете? Контракты когда будут? Мне директора предприятий говорят: нет контрактов. А у вас – все сверстано», – цитирует реакцию главы государства «Интерфакс».
 
В итоге Путин потребовал ускориться, дав Мантурову месяц для заключения контрактов на 2023 год с предприятиями-производителями гражданской и военной авиатехники. Комментируя ситуацию, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков охарактеризовал произошедшее как «обычный рабочий процесс», отметив отсутствие у Путина серьезных претензий к работе вице-премьера.
 

Между тем, картина, представленная министром промышленности, выглядит вполне многообещающей... но только в перспективе. По его словам, в 2023-2025 гг. запланированы поставки «Аэрофлоту» 63 самолетов – импортозамещенных «Суперджетов», 18 МС-21 и 11 Ту-214.

На реализацию программы из Фонда национального благосостояния в текущем году будет направлено 175 млрд рублей. Озвучивались и другие цифры: до 2030 года должны быть осуществлены поставки 700 самолетов и вертолетов, а также 260 гражданских водных технических средств – кораблей, судов обеспечения и т.д.

 

Мантуров и Чемезов «колдуют» над импортозамещением

Напомним, что в прошлом сентябре, в рамках Восточного экономического форума, «Аэрофлот» и «Объединенная авиастроительная корпорация» (входит в структуру «Ростеха») подписали соглашение о поставке в срок до 2030 года 339 самолетов российского производства (210 МС-21, 89 Superjet New и 40 Ту-214), причем первые так называемые «твердые» контракты предполагалось заключить еще в 2022 году. Как сообщил журналистам Мантуров, стоимость соглашения оценивалась более чем в 1 триллион рублей. Здесь впору задаться вопросом: а были ли подписаны прошлогодние контракты или министр уже в то время «валял дурака»?

Мантуров, однако, не единственный, кто отвечает за развитие отечественного авиапрома, в этом направлении он работает «рука об руку» с гендиректором «Ростеха» Сергеем Чемезовым. Последний в июле прошлого года также получил выволочку от Путина, на совете по стратегическому развитию и нацпроектам указавшего на «скромные результаты» госкорпорации.
 
«Скромные результаты продемонстрированы по направлениям, за которые ответственен «Ростех». Я знаю, там сейчас коллеги будут говорить, финансирования не хватает, еще что-то. Но я просто констатирую сам факт, что происходит», – цитировало слова президента РИА «Новости».
 

Но финансы, как мы можем убедиться, выделяются исправно. Возможно, все дело в негативном влиянии западных санкций? Но чем, в таком случае, господа Мантуров и Чемезов занимались в предыдущие годы? Все просто: они готовились к закупке авиатехники у иностранных поставщиков. Например, в апреле 2019 года СМИ писали о предстоящей сделке по приобретению 100 воздушных судов для «Аэрофлота» у компаний Boeing и Airbus, одобренной федеральным правительством. При этом глава Минпромторга продолжал рассуждать о том, что к 2030 году каждый второй самолет авиаперевозчика будет машиной отечественного производства.

Кстати, в 2020 году вспыхнул громкий скандал, связанный с подкупом представителями Airbus чиновников более чем в десятке стран, включая Россию, для выхода на новые рынки. Расследованием масштабной коррупционной схемы, увеличившей прибыль компании более чем на 1 млрд евро, занимались силовики США, Великобритании и Франции. В руководстве Airbus согласились со всеми предъявленными обвинениями, заключив соглашение об отсрочке судебного преследования и обязавшись выплатить штраф в размере 3,59 млрд евро. Кто из российских должностных лиц оказался «в доле» – не уточнялось.
 

Показательно, что в марте прошлого года телеграм-каналы сообщили о якобы имевшей место критике Мантуровым политики импортозамещения, фактически проваленной по причине невозможности приобретения иностранных комплектующих. В качестве примера телеграм-канал «Незыгарь» привел самолет Superjet, более 30% комплектующих которого производится за границей. Соответственно, для их выпуска необходимо оборудование, на изготовление которого по зарубежным образцам потребуется порядка двух-трех лет.

Минпромторгу пришлось выступать с опровержением грозящего скандалом высказывания. А в июне Чемезов в статье для портала РБК с тоской вспоминал о временах, когда «Ростех» «был частью глобальной кооперации и выступал партнером таких гигантов, как Daimler AG, Renault, Boeing, Pratt & Whitney, Safran и многих других». Называя экономические ограничения в отношении России «беспрецедентными», он тут же подчеркивал, что происходящее не является сигналом для тотального импортозамещения, так как «замещать все бессмысленно, экономически нецелесообразно и попросту невозможно».

Superjet New: работа над ошибками?

Наверстывать упущенное, тем не менее пришлось. Не последнюю роль в этом сыграла критика президента. Как следствие, в конце декабря Мантуров торжественно рапортовал об успешном прохождении сертификации магистральным лайнером МС-21 с отечественным двигателем ПД-14, вертолетами Ми-171 А3 и «Ансат», а также беспилотником БАС-200. Ранее глава кабмина Михаил Мишустин сообщил о решении правительства выделить 15 млрд рублей на производство авиационного оборудования для МС-21, выразив уверенность в том, что такая господдержка «позволит авиапрому выйти на серийное производство не менее 36 лайнеров в год».

Возможно, контрактами на выпуск МС-21 недавно интересовался президент? Теперь на очереди реализация другого масштабного проекта – самолета Superjet New, сертификация которого намечена на конец 2023 года. На разработку «импортозамещенной» версии, где замене подлежит порядка 40 систем и агрегатов иностранного производства, еще в 2020-м в «Ростехе» планировали направить 120 -130 млрд рублей.
 

Правда, в этом контексте невольно вспоминается закрепившаяся за самолетом Sukhoi Superjet-100 мрачная репутация «летающего гроба», связанная с высокой степенью его аварийности. Самое громкое ЧП произошло в мае 2019 года, когда во время авиакатастрофы в московском аэропорту «Шереметьево» погиб 41 человек. Однако в итоге следствие возложило вину на командира экипажа Дениса Евдокимова, предъявив ему обвинение в нарушении правил эксплуатации воздушного транспорта.

Вот только помимо московской, имела место целая серия аварий SSJ-100. Например, в 2012 году в Индонезии, вблизи Джакарты, в ходе демонстрационного полета потерпел крушение предсерийный экземпляр самолета. Находящиеся на его борту 45 пассажиров погибли. В июле 2013-го в Исландии, в аэропорту Рейкьявика, во время сертификационных испытаний предсерийный экземпляр SSJ-100 приземлился с убранными шасси: как выяснилось, у судна оказался поврежден правый двигатель. Были и другие инциденты. Остается только добавить, что по данным портала «АвиаПорт», проект SSJ-100 обошелся государству в 2 млрд долларов, из которых непосредственно на разработку ушло около 1,2 млрд долларов, остальные средства были потрачены на НИОКР, строительство прототипов, техперевооружение и т.д.

 

За счет чего богатеет вице-премьер?

Теперь подчиненным Мантурова и Чемезова предстоит провести колоссальную «работу над ошибками», чтобы Superjet New не стал очередным «летающим гробом». Вот только складывается впечатление, что оба чиновника больше обеспокоены вопросами повышения собственного благосостояния. Тот же Мантуров в течение нескольких лет остается самым богатым членом кабмина: в частности, по итогам 2021 года он официально задекларировал доход в размере 704,6 млн рублей (годом ранее – 740,4 миллиона).

В одном из интервью министр рассказывал, что свои капиталы он заработал, еще не будучи чиновником и теперь получает дивиденды от вкладов. Некоторые близкие родственники вице-премьера успешно развивают собственные коммерческие проекты, в чем он не усматривает никакого конфликта интересов.
 

Бизнесом занимается, в частности, мать министра пенсионерка Тамара Мантурова. Она являлась совладельцем ООО «Финансовые системы», специализировавшегося на предоставлении финансовых услуг и ликвидированного в 2020 году с нулевой выручкой, убытками в 4,4 млн рублей и стоимостью активов 6,5 миллиарда. Вторым учредителем компании выступалоООО «Финансовые инвестиции», принадлежащее сыну гендиректора «Ростеха» Станиславу Чемезову. Правопреемником «Финансовых систем» выступает одноименное АО, сведения об актуальных владельцах которого в открытых источниках отсутствуют. В 2021 году АО при отсутствии выручки ушло «в минус» на 5,8 млн рублей.

Показательно, что совместный проект Тамары Мантуровой и Чемезова-младшего был аффилирован с офшорами: в разное время в число его учредителей входили компании «Юниверсал Менеджмент Кэпитал ЛТД» с Британских Виргинских островов, кипрские «Квестойл Лимитед»,«Липол Сервисез ЛТД»,«Гайлен Инвестментс Лимитед» и др. Возможно, на их счетах и «оседала» прибыль убыточной «дочки»?
 
В свою очередь, ООО «Финансовые системы» выступало совладельцем находящегося сегодня в процессе банкротства АО «Жемчужина» – застройщика комплекса апартаментом и таунхаусов «Fellini» в курортном Геленджике. Снова перед нами отсутствие прибыли, убытки по итогам 2021 года в размере 34,3 млн рублей и стоимость активов в 1,5 миллиарда. Апарт-комплекс «Fellini» расположен всего в 250 метрах от берега моря. Элитный ЖК включает 44 таунхауса и 33 апартамента премиум-класса, а общая площадь занимаемого им участка составляет 2,36 гектара.
 

Среди активов семейства вице-премьера РБК называет 5-звездочный отель «Chekhoff Moscow Curio Collection by Hilton», расположенный в Москве, на Малой Дмитровке; компанию «Колос Кубани», инвестировавшую 3,5 млрд рублей в закладку яблоневого сада по итальянским технологиям; кубанское винодельческое хозяйство «Мантра», ежегодно выпускающее порядка 30 тыс. бутылок вина.

Кстати, соучредителем зарегистрированной в Геленджике «Мантры» до сентября 2020 года выступало ООО «Финансовые системы», а теперь таковым является его правопреемник.
 

Гендиректору винодельни Виктору Киселеву принадлежит ряд коммерческих структур, бенефициаром которых СМИ называют Дениса Мантурова – компании «Приморье-Пляж», Морское агентство «Инфолайн» и др. Ранее Киселев занимал должность гендиректора санатория «Геленджик», на месте которого возведен элитный ЖК «Fellini». Можно, конечно, верить заверениям вице-премьера об отсутствии связи между его правительственными должностями и семейным бизнесом. Вот только практика показывает, что в России бюджетное финансирование дорогостоящих проектов нередко самым благоприятным образом сказывается на росте благосостояния курирующих их чиновников. В таком контексте становится понятной причина «пробуксовки» политики импортозамещения.

compromat.group

Страница для печати

Регион: Россия

Комментарии:

comments powered by Disqus